Делегирование – это передача полномочий от руководителя к руководителям подразделений компании, а от них ответственным работникам, в результате чего решение многих рабочих задач распределяется на весь коллектив, сокращается время их выполнения и увеличиваются гарантии получения требуемого результата.
При этом, каждый «делегат» работает на том уровне ответственности, к которому допущен по штату.
То есть, делегировать – это вовлечь в процесс поиска решения коммерческих задач максимально большее количество сотрудников, мотивировав их на творческое раскрытие индивидуальных способностей и проявление инициативы. Такой метод управления компанией давно вошел в практику европейских и американских компаний, и дает весьма впечатляющие результаты.
Мотивация делегирования – это зрелость команды
Многие руководители, эксплуатирующие модель авторитарного управления компаниями, не доверяют своим сотрудникам инициативу в принятии решений, твердо веря в то, что задача подчиненных – исполнять их команды, а ответственность за принятие решений должно брать на себя только руководство. В этой ситуации все управление замыкается на директоре, что создает опасность развала структуры в случае его увольнения или банальной болезни.
Делегирования деятельности коммерческой компании – прямая противоположность авторитарным методам управления. Оно исходит из того, что ряд управленческих функций можно передать другим сотрудникам: это рентабельнее, рациональнее и результативнее.
Во-первых, директор не всесильный, и не может всю работу выполнять сам.
Во-вторых, некоторые функции дешевле передать, чем выполнять самому.
В-третьих, определенные виды работ могут быть выполнены другими людьми иначе, но не хуже.
То есть делегирование ответственности за принятие управленческих решений позволяет расширить методы и решения некоторых задач, что позволит решать их быстрее, экономичнее и успешнее.
Условия для делегирования
Что необходимо для внедрения методологии делегирования в процессы деятельности коммерческой компании?
1- Доверие руководителя к самому себе, своим сотрудникам и своему выбору.
2- Готовность руководителя делиться властью и ответственностью.
3- Понимание руководством того потенциала, который несет привлечение дополнительных людей к принятию решений.
4- Умение правильно ставить и четко формулировать задачи на делегирование.
5- Взаимная готовность руководства и подчиненных к коллективной работе, инициативе и ответственности за принимаемые решения.
6- Наличие системы мотивации сотрудников.
7- Желание работников проявлять инициативу и расти по карьерной лестнице.
8- Наличие инструментов управления и контроля, при которых делегирование способно улучшить эффективность рабочих процессов.
Очень важный момент: делегируя полномочия, вы должны четко оговорить их степень и границы ответственности сотрудника.
Кстати, делегировать – это еще и обучать сотрудников методам управления, то есть, подготовить кадровый резерв, улучшающий конкурентоспособность компании! Главный мотив делегирования в этом случае: «Компетентный сотрудник, непосредственно работающий над решением определенной задачи, лучше всех знает, как с ней справиться».
Виды делегирования
То, что делегируется – это то, что может быть делегировано! А делегировать в компании можно, естественно, далеко не все полномочия. Например, нельзя передавать полномочия на генеральное планирование деятельности компании. Привлекать подчиненных к разработке стратегии развития компании можно, однако, ее выполнение – это сектор ответственности руководителя.
Специалисты также не рекомендуют делегировать полномочия:
1. По подбору сотрудников и оценке их компетенции.
2. По контролю над основными рабочими процессами.
3. По стимулированию и мотивации сотрудников.
4. По защите коммерческой информации.
Плюсы и минусы делегирования
Как у всякой системы управления компанией и ее рабочими процессами, у делегирования есть свои преимущества и недостатки, о которых руководителю нужно знать, принимая решения о внедрении дифференцированной ответственности за принимаемые решения.
Преимущества:
Получивший больше свободы в решениях и действиях, персонал быстрее и активнее самообучается, проявляет инициативу и эффективнее участвует в развитии успеха компании.
Руководитель освобождается от процессов оперативного самоуправления и может сосредоточиться на генеральном планировании, стратегических зонах управления и перспективных секторах развития.
Над каждой конкретной задачей работают специалисты, которые в ней компетентны.
1. Улучшается мотивация сотрудников.
2. Укрепляется «иммунитет» компании и способность быстро реагировать на внешние вызовы рынка.
3. Формируется устойчивая и сбалансированная структура компании, которая не теряет жизнеспособности при потере одного сотрудника.
4. Контрольные функции распределяются между многими ответственными лицами, что позволяет создать механизм объективной оценки деятельности компании.
Недостатки:
1. При делегировании всегда есть риск потерять контроль над качеством исполнения текущих задач и оказаться перед форс-мажорными обстоятельствами, если сотрудник не справится с поставленной задачей.
2. Ответственность за конечный результат работы с делегированными функциями все равно лежит на руководителе компании.
3. Боязнь того, что сотрудник, которому делегирована часть полномочий, может оказаться талантливее руководителя – этого никто не отменял. Многие руководители не способны решить эту дилемму разумно и справедливо.
4. Но даже при таких противоречивых аргументах, делегирование – это всегда шаг вперед для коммерческой компании! Вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку коллектива, если ваших собственных знаний и опыта недостаточно, если есть необходимость избавиться от рутинных операций, или освоить новые источники финансовой экономии, если вы хотите, чтобы ваши сотрудники профессионально совершенствовались.