Деловые коммуникации – это вид массового общения в человеческом обществе, которое возникает при ведении хозяйственной, производственной и коммерческой деятельности. Это общение имеет собственную установившуюся культуру и предполагает:
1. конструктивное обсуждение коммерческих проблем;
2. налаживание и развитие взаимовыгодных отношений между субъектами хозяйствования (различными компаниями, руководителями и сотрудниками различных структурных подразделений);
3.налаживание взаимодействий и взаимопонимания между работающими людьми (сотрудниками, руководителями/подчиненными, партнерами/конкурентами).
Результат деловых коммуникаций – эффективность налаженного общения и обмена информацией в процессе ведения хозяйственной деятельности, перспективность достигнутых коллективных позиций.
Так как деловые коммуникации имеют четкую задачу и цель, и ведутся в сообществе с определенной культурой отношений, они четко регламентируются определенными правилами и даже имеют ряд ограничений. Главными критериями этого регламента являются:
1. тип делового общения;
2. форма общения;
3. степень официальности отношений;
4. цели и задачи коммуникации;
5. особенности национально-культурных традиций делового общения;
6. этические нормы поведения.
Виды деловых коммуникаций
Деловые коммуникации различаются:
1. По форме – на устную и письменную.
2. По направленности – на диалогическую и монологическую.
3. По количеству коммуникаторов – на межличностную и публичную.
4. По степени передачи информации – на непосредственную и опосредованную.
5. По степени близости коммуникаторов в пространстве – контактную и дистанционную.
Осуществляться деловые коммуникации могут в двух формах:
Устный диалог - предполагает ведение деловых переговоров, конференций, встреч, консультаций.
Письменный диалог – предполагает диалог между коммуникаторами (деловые письма, контракты, договора, соглашения всех типов и сопутствующие документы).
Деловая коммуникация – всегда конкретный вид общения, вызванный необходимостью решения определенного круга задач, и имеющий четкую цель. Недаром в узком смысле деловые коммуникации трактуются как деятельность по достижению определенных профессиональных целей и интересов.
То есть, такое общение является частью более глобального контекста отношений и полностью зависимо от него (общаются не просто так, а по делу). Именно контекст определяет выбор участников коммуникации, вид решаемых задач, уровни общения, особенности коммуникации.
По форме контекстного исполнения эти коммуникации принято разделять на:
1. деловую беседу;
2. деловое совещание;
3. публичное выступление;
4. презентацию.
Эффективность у этих коммуникативных форм, круг решаемых задач и особенности общения - разные, хотя деловая беседа считается, например, наиболее популярным видом коммуникации.
К дополнительным требованиям эффективных деловых коммуникаций можно отнести внешность, обязательность соблюдения делового стиля в одежде, манеру общения (убеждение, аргументация, умение выслушивать собеседника, исключение конфликта, лобовое столкновение точек зрения и т.д.).