Планирование – это процесс формирования, обоснования и адаптации самодостаточной системы бизнеса к внешним условиям хозяйствования и конкурентной среде. Задача планирование – использование имеющихся ограниченных ресурсов для максимально эффективного выполнения поставленных перед бизнесом задач.
Технологически планирование представляет собой многоэтапный процесс, который основан на аналитике рыночной ситуации, прогнозировании вариантов ее развития, и представляет собой формирование целей, задач коммерческой деятельности и методов их достижения.
Задачи планирования
Планирование может рассматриваться как явление экономическое и управленческое.
С точки зрения экономической, планирование – это программа коллективных действий бизнеса в рамках рыночных механизмов, предполагающая выполнение последовательных действий по достижению максимальной рыночной устойчивости компании.
С точки зрения управленческой – это формирование поэтапного плана реализации целей и задач компании.
Если совместить оба определения в рамках деятельности конкретной коммерческой компании, то планирование следует трактовать, как комплекс прогнозируемых мер и действий, координирующих деятельность участников бизнес-процесса для максимально полного, точного и быстрого достижения поставленных целей и задач на рынке. Кроме того, в рамки планирование следует внести и саморазвитие компании.
Планирование необходимо любому субъекту хозяйствования для того, чтобы:
1. рационально использовать имеющиеся ресурсы;
2. координировать действия отдельных сотрудников и структурных подразделений;
3. адекватно координировать внутреннюю структуру компании и реагировать на внешние вызовы саморазвивающегося рынка;
4. контролировать рабочие процессы и своевременно принимать управленческие решения.
5. ориентировать компанию на дальнейшее развитие.
Структура механизма планирования
Процесс планирования имеет внутреннюю структуру, которая включает:
1. Определение цели планирования (целеполагание);
2. Выбор и целевую координацию инструментов планирования (сочетание);
3. Формирование стратегии перехода от современного состояния бизнеса к перспективным планам (адаптация).
4. Многоступенчатость планирования важна, так как наличие реального состояния и перспективной конечной цели не решают проблему – необходимо еще и наличие обязательных условий перехода компании в заданное состояние (финансы, люди, материальная база и т.д.).
5. Бизнес на пустом месте не строится, зато очень быстро прогрессирует, например, при солидных финансовых вложениях и подключении грамотных специалистов. То есть цель оправдывают средства ее реализации!
При наличии внутренних ресурсов, можно строить планы на будущее, то есть, планировать развитие бизнеса с учетом более-менее определенных сроков. Для этого нужны:
1. деньги;
2. подготовленный персонал;
3. технологии;
4. налаженная организационная структура;
5. благоприятные внешние условия для дальнейшего развития бизнеса;
При наличии этих ресурсов можно начинать стратегическое планирование бизнеса (формирование целей и задач на долгосрочную перспективу), а на его основе – оперативное планирование действий компании (создание системы управления на текущее время).
Процесс планирования
Это многоступенчатая процедура с поэтапной реализацией ряда важных шагов, которая включает ряд стратегических задач:
1. разработку генеральной миссии и общей стратегии деятельности компании;
2. оценку и анализ внутреннего состояния и внешней рыночной среды бизнеса;
3. изучение различных альтернативных путей достижение поставленной цели.
Далее следует реализация тактических планов:
1.выработка технических планов и инструментов для их достижения;
2.формирование управленческой структуры и текущей политики руководства по достижению поставленных задач;
3.план оперативных мероприятий для текущей ситуации.
Планы – это итог планирования, который важен не только для оперативной работы компании, но и для решения стратегических задач. Вам они понадобятся в обязательном порядке, так как являются детализацией ваших действий на ближайшую и дальнюю перспективу. Детализация планирования может иметь массу «срезов»:
1. По масштабу – корпоративный план для компании в целом, план по видам деятельности, планы по конкретным подразделениям.
2. По функциям – производственные, финансовые, кадровые, маркетинговые и другие планы.
3. По отдельным функциям – детализирование действий для каждого функционального подразделения.
4. По времени - долгосрочные (от пяти лет и более), среднесрочные (2-5 лет) и краткосрочные планы (до 1 года).
5. По обязательности – директивные (обязательные для выполнения в кратчайшие сроки) и индикативные (ориентировочные, в зависимости от рыночной ситуации).
6. Любой вид плана обычно включает в себя обязательные и рекомендательные показатели хозяйственной деятельности, и чем план перспективнее, тем доля индикативных пока затей будет выше (чем шире перспектива, тем сложнее точные расчеты, и тем больше возможные погрешности).
Формирование планов развития коммерческой компании может вестись по разным алгоритмам. Сегодня известны три формы составления планов:
1. сверху вниз (авторитарная система планирования) – планирует руководство, подчиненные выполняют;
2. снизу вверх (прогрессивная система планирования) – подчиненные формируют плановые ориентиры, начальство – утверждает;
3. планы вверх – цели вниз (взаимосвязанная система планирования) – руководство разрабатывает стратегические цели, и стимулирует подчиненных на создание тактических планов.
Основой для планирования служат показатели деятельности за предыдущие периоды работы компании, а целью обычно – перспективные ориентиры и текущий контроль. Чем достовернее получаемая статистическая информация и выше уровень группы аналитиков, тем точнее будет планирование и учет возможных погрешностей.
Что дает планирование вам?
Преимуществами стратегического и тактического планирования специалисты считают:
1. возможность решать перспективные задачи с минимальными затратами времени и денег;
2. улучшение координации действий и исполнительской дисциплины всех подразделений в компании;
3. рациональное перераспределение и использование ресурсов;
4. создание условий для анализа текущей ситуации и осмысления перспектив;
5. возможность улучшить контроль над рабочими процессами;
6. лучшую подготовку к кардинальным изменениям;
7. улучшение профессионального и образовательного уровня управляющего звена компании.