Компании, ставящие перед собой цель расширить рынки сбыта собственной продукции и одновременно снизить расходы, что повлечет за собой прирост прибыли, должны обратить внимание на необходимость маркетинговых исследований.
Проводить
маркетинговые исследования необходимо, поскольку подобное исследование дает возможность установить взаимосвязь между организацией и рынком сбыта ее товаров либо услуг. Связующим звеном в данном случае является информация.
Исследование и изучение этих сведений имеет ценность для проведения следующих мероприятий:
Определения возможностей маркетингового исследования и его недочетов;
Создание и оценка маркетинговых исследований;
Проведения анализа маркетингового исследования;
Тщательного ознакомления с самим процессом маркетинговых исследований.
Эффект от маркетинговых исследований заключается в определении информационных ресурсов, которые позволят эффективно решать поставленные задачи, отыскании методик сбора и систематизации информации, интерпретации и оценке полученных результативных значений.
Основными разделами маркетингового исследования, описанными официальными источниками, являются качественный и количественный анализ, изучение и обзор имеющихся информационных ресурсов, исследование производства предприятия, исследование общества и общественного мнения.
Подход к составлению плана проведения маркетинговых исследований
Анализ текущей ситуации (исследование рынка, определение рисков, обзор конкурентов);
Формирование стратегии развития (определение возможностей разрабатываемого бизнеса в перспективе и на данный момент, понимание главных преимуществ перед фирмами-конкурентами, постановка задач по реализации существующих маркетинговых исследований, выбор продукта и исследование рынков сбыта, расчет цены товара, решение вопросов поставки товара и подходы к реализации продаж);
Введение в работу программы маркетинга, которая была разработана в результате маркетинговых исследований.
Анализ текущей ситуации
Методы проведения маркетинговых исследований строятся на понимании того, как функционирует определенный рынок и каковы его характерные черты. Макроэкономическая среда – это важный фактор, влияющий на спрос, который состоит из нескольких групп трендов. Это могут быть социальные, политические, экономические течения.
Результат маркетинговых исследований – это важная информация, которая позволяет обнаружить имеющиеся проблемы касательно рынков и использовать эти данные для поиска наилучших способов их решения.
Существует два эффективных подхода к проведению маркетинговых исследований:
1. Систематизация уже имеющейся информации из различных источников (всевозможных статей из основных СМИ, обсуждений товаров или услуг клиентами агентства);
2. Намеренная организация фокус-групп, основная задача которых заключается в комментировании необходимых продуктов и выявлении их положительных характеристик.
Формирование стратегии развития
Успешное развитие бизнес-проектов любой сложности невозможно без учета перечня следующих важных моментов:
1. Выбор ниши (направленности) бизнеса;
2. Определение ассортимента предлагаемых потребителю товаров и услуг;
3. Знакомство с имеющимися технологиями производства товаров либо предоставления услуг на рынке;
4. Выяснение того, каким группам потребителей будет интересен производимый продукт;
5. Определение способов взаимодействия компании с конечными потребителями.
Для изучения конкурентоспособности предприятия необходимо ответить на следующие вопросы:
1. В чем заключается ценность производимой продукции для клиента?
2. Самые важные характеристики товаров или услуг – какие они?
Важным является и выяснение целей предпринимательской деятельности. Основные из них:
увеличение доходности;
расширение рынков сбыта продукции;
постепенный рост показателя рентабельности.
Введение в работу программы маркетинга
Когда уже определены основные цели бизнеса, объем финансовых ресурсов и конкретные сроки, необходимые для реализации и внедрения новой программы маркетинговых исследований, нужно сфокусироваться на следующих важных вопросах:
Имеется ли реальное соответствие фактических показателей реализуемой программы маркетингового исследования с теми значениями, которые были запланированы?
Имеется ли существенное различие в объемах фактических продаж продукции по сравнению с запланированными?
Эффективны ли проведенные рекламные кампании? (
оценка эффективности рекламной компании)
Какие группы потребителей стали регулярно приобретать продукцию?
Возникли ли сложности с реализацией товаров в определенных торговых точках?
Какие сегменты рынка не были заинтересованы в предлагаемой компанией продукции?
Полностью довольны покупатели приобретенными продуктами либо следует пересмотреть и улучшить потребительские качества товаров?
Является ли цена на продукт адекватной в соответствии с возможностями потенциальных клиентов предприятия?
Следует продолжить проведение маркетинговой программы либо результат исследований полностью устраивает?
Практика проведения маркетинговых исследований
Международное проведение маркетинговых исследований рынка не предполагает использование каких-либо определенных принципов стандартизации. Консалтинговые компании Великобритании проводят маркетинговые исследования в соответствии с собственными разработанными стандартами, которые в каждой консультирующей организации отличаются лишь незначительными деталями. Деятельность фирм, занимающихся консалтингом в европейских государствах и США, регулируется определенными Кодексами (например, ICC/ESOMAR).