Социологическое исследование – это вид социального мероприятия, направленного на выявление закономерностей и процессов в обществе.
Проводится как комплекс взаимосвязанных методических, методологических и организационных процедур. Полученная информация затем используется в научных или практических целях.
Особенности мероприятий:
1. Проводится в соответствии с требованиями социологии как науки; 2. Объективно; 3. Возможность последующей проверки данных; 4. Результаты отражают реальную картину (репрезентативны).Виды социологических исследований.
Выбор вида обусловлен поставленными исследователем задачами.Существует следующая классификация: 1. По целям они делятся на теоретические (фундаментальные) и эмпирические (прикладные). Теоретические ориентированы на разработку теорий, выявление тенденций. Прикладные решают конкретные социальные проблемы.Возможны теоретико-эмпирические исследования.
2. По задачам они разделяются на разведывательные, описательные и аналитические. - Разведывательное (пробное) проводится с целью быстрого получения информации при малой группе респондентов. Для предварительного «знакомства» и проверки инструментария. - Описательное проводится для понимания общей картины состояния объектов. - Аналитическое ищет связи между характеристиками, влияющие факторы. Особое место среди видов аналитического исследования занимает социальный эксперимент. Искусственно создается специальная ситуация для изменения обычных условий, в которых существует исследуемый объект. 3. По частоте - бывают разовые или повторные мероприятия. - Точечное сообщает о характеристике объекта на текущий момент. - Повторное может проводиться несколько раз, для уточнения изменений объекта в динамике. Используется тот же инструментарий и программа, через определенное время. Подразделяются на: - Лонгитюдные — при изучении совокупности лиц длительно; - Когортные — изучение совокупности лиц определенного возраста в течение длительного периода времени; - Трендовые — при использовании одной методики, с определенным интервалом во времени, на одной генеральной совокупности, для выявления тенденций; - Панельные – с определенным интервалом во времени, по одной программе, на определенной выборке. 4. По масштабу бывают международные, общегосударственные, региональные (область), отраслевые, локальные (город, район). 5. По применяемому методу (источнику информации) — анализ документов, наблюдение, опрос и т.д.Как проводится социологическое исследование
При проведении данного мероприятия соблюдается определенная методика. Этап 1. Разрабатывается программа (подготовка). Программа включает в себя: - методологию (проблема формулируется, ставится цель, определен объект, выдвигается гипотеза).Важнейшими моментами здесь являются гипотеза (обоснованное предположение) и общая концепция; - методику (разрабатываются процедуры сбора и анализа информации); - организацию. При построении плана используются следующие варианты: - разведывательный — в случае, когда не существует ясных представлений об объекте, и нет возможности создать гипотезу; - аналитический — в случае, когда имеется гипотеза, и возможно проверить характеристики объекта; - экспериментальный — в случае, когда нужно установить причинно-следственную связь по имеющимся данным об объекте. Этап 2. Собирается необходимая первичная информация. При сборе информации социолог не может исследовать все необходимые объекты. Поэтому формируются совокупности, предположительно обладающие характеристиками общей (генеральной) совокупности, отличающиеся размером.