Для проведения исследований социально-политических процессов в 1987 году был создан ВЦИОМ.
Этот центр стал первым специализированным учреждением, которое выполняло опросы общественного мнения в России. Первоначально центр работал при Министерстве труда уже исчезнувшего СССР. Далее, Центр получил статус унитарного госпредприятия (в 1998 году), а спустя год ВЦИОМ превратился в научный центр. Следующий этап эволюции — 2003 год, организация на основе ВЦИОМ открытого АО, в котором государству принадлежит 100% капитала.
Центром управляет совет директоров, состоящий из представителей министерств РФ (имущественных отношений, социального развития и труда) администрации президента России. Руководит работой ВЦИОМ генеральный директор, с которым плотно сотрудничают известные политологи, философы, социологи и историки России, составляющие научно-экспертный совет. В настоящее время ВЦИОМ руководит Валерий Федоров, назначенный на должность генерального директора осенью 2003 года.
Основные виды деятельности ВЦИОМ:
Определение рейтингов общественного доверия государственным и общественным институтам, политикам Российской Федерации, электоральных рейтингов политиков и политических партий;
Исследования общественного мнения (политические и социальные исследования, индекс общественных настроений и свободы слова в регионах РФ, удовлетворенность властью, электоральные исследования).
Также Центр осуществляет исследования для нужд предпринимателей:
1- Исследования рынков и брендов;
2- Изучение поведения потребителей;
3- Исследования рынков и человеческих ресурсов;
4- Другие медиа-исследования для бизнеса.
На арене общественных,
маркетинговых исследований и социологических услуг
фонд изучения общественного мнения занимает положение лидера. Эта организация является многопрофильной и может обеспечить полный цикл социологических исследований. В первую очередь ВЦИОМ удовлетворяет государственные потребности в электоральных, политических и социальных исследованиях в соответствии с поручениями региональных и федеральных государственных органов власти.
Также, Центр предоставляет услуги коммерческому сектору, выполняя большое количество таких исследований, как экспертиза товарных знаков, исследования для нужд корпораций, изучение различных товарных рынков и рынков услуг и исследования поведения на них групп потребителей. Различные СМИ, политические партии, агентства, иностранные компании, российские предприятия, общественные организации, государственные органы и учреждения, рекламные и маркетинговые агентства используют услуги ВЦИОМ для получения точной информации.
Центр, осуществляя изучение общественного мнения в России, использует весь спектр методов исследований, известных социологической науке:
1- Личные и телефонные интервью;
2- Интервьюирование экспертов;
3- Фокус-группы;
4- Тестирование упаковки и образцов продукции;
5- Тест рекламы;
6- Углубленные интервью;
7- Аудит торговых организаций.
Преимущества ВЦИОМ не только в профессионализме исследователей, но и в возможности обеспечить полный цикл работ по проведению исследования. Специалисты общественного центра спланируют исследовательскую программу, осуществят сбор, обработку и анализ информации, а затем представят заказчику готовую презентацию отчетов и аналитики. Центр общественного мнения точно соблюдает научные принципы объективности и четко соблюдает все установленные международные стандарты качества.
Во всех регионах России находятся представительства центра, и эта сеть активно используется для проведения исследований. Для проведения исследований и сбора информации центр использует сеть из более чем пяти тысяч собственных интервьюеров. Также ВЦИОМ сотрудничает с аналогичными организациями в прибалтийских странах и государствах, входящих в СНГ. За прошедшие годы Центр изучения общественного мнения многократно выполнял функции координатора международных исследовательских проектов, осуществлявшихся по поручению российских или иностранных заказчиков.
Будучи самой старой социологической компанией на все постсоветском пространстве ВЦИОМ успешно совмещает практические исследования и научно-исследовательскую деятельность. Так как это официальное научное заведение, кафедра центра существует на факультете социологии ГУ Высшей экономической школы. При ВЦИОМ издается научный журнал, выходящий раз в два месяца, содержимое которого размещено для свободного доступа на сайте Центра. Для развития науки и поощрения молодых социологов регулярно проходят конкурсы научных исследований. О проблемах общественного мнения в РФ Центром публикуются монографии, коллективные и авторские.
Как показывает статистика, именно данные центра общественного мнения чаще всего цитируются в российской прессе и новостных программах на телевидении. А также материалы исследований ВЦИОМ нередко используются и в крупных иностранных агентствах новостей и СМИ.