Профессионально проведенное анкетирование или опрос клиентов в иной форме предоставит маркетологу точную и важную информацию, которую получить другими методами невозможно.
При соблюдении правильной методологии и следовании нашим рекомендациям провести опрос, который будет эффективен и результативен, не сложно. Тогда заказчик исследования получит точные сведения, на основании которых можно будет принять решение и определить маркетинговую стратегию.
Подготовка эффективного опроса
Социологи разработали большую науку опросов людей и получения достоверных мнений респондентов. Впоследствии, эти наработки стали успешно применяться в коммерческих целях для лучшего изучения клиентов.
Основы проведения успешного опроса:
1- Точно сформулированная цель опроса;
2- Четкие критерии, описывающие вашу целевую аудиторию (пол, возраст, интересы, положение в обществе посетителей);
3- Правильно структурировать опросный лист;
4- Профессиональное анкетирование или опрос респондентов;
5- Обработка и анализ полученных данных;
6- Формулировка выводов, подготовка рекомендаций.
Каким бы способом не собиралась информация, электронным, устным или письменным анкетированием, важным фактором успеха является грамотное составление анкеты.
Правильная анкета — основа успешно проведенного опроса
Все части анкеты делятся на две группы: вопросы для получения информации согласно поставленным целям и личная информация об опрашиваемом лице — пол, возраст, профессия, доход, как читатель любит проводить время (например, музыка). Вторая группа вопросов понадобится на этапе обработки результатов опроса для обобщения и группировки данных.
Но при некоторых методах опроса уточнение личной информации может не включаться анкету, если целевую аудиторию можно заранее выбрать и ограничить (например, заполнение анкет посетителями блога, интернет сервиса либо сотрудниками определенной компании).
При подготовке анкеты придерживайтесь уже выработанных на практике принципов:
1- Нельзя объединять вопросы! Каждая тема, случай, которые вы хотите прояснить, все спрашивайте отдельно;
2- Избегайте категоричных формулировок. Например, на вопрос «Посоветуете вы наш магазин друзьям?» вместо «Нет» или «Да», пусть будет «Скорее всего, воздержусь» или «Скорее всего, посоветую».
3- Оставляйте возможность уклонится от ответа или ответить «Не уверен»;
4- В начале анкеты располагайте несколько простых вопросов, а потом уже спрашивайте о более сложном;
5- Группируйте логически связанные вопросы, ставьте их в анкете последовательно.
Маловероятно, чтобы люди согласились потратить на ответы больше пяти - десяти минут. Поэтому делайте анкету краткой и сначала проверьте готовый опросный лист на небольшой группе. Выясните, насколько легки в понимании вопросы и сколько времени занимает ответ на всю анкету.
Методика проведения опросов
Первым признаком уважения к респонденту станет предупредить его, сколько времени займет опрос. А если опросный лист получился большим, неструктурированным, вам нужно приготовить компенсацию (скидки, небольшой подарок, участие в розыгрышах призов) за потраченное клиентом время. При проведении устного опроса будьте вежливы и ненавязчивы. Также важно стараться выяснить, как зовут респондента, и обращаться к опрашиваемому по имени.
Если вы распространяете анкеты для письменного заполнения, продумайте и максимально упростите механизм возврата анкет. Также важно, выбрать подходящее время для анкетирования (это значит, что вам нужно знать свою аудиторию). Учитывайте, что проведение опроса в конце рабочего дня или вечером, может дать вам искаженную информацию из-за усталости, спешки, раздражения респондентов.
Существующие сайты онлайн-опросов упрощают процесс прохождения анкетирования для населения и сбор данных для маркетолога. Именно электронные анкеты дают возможность сделать «разветвляющиеся» списки, в которых ссылка на следующий вопрос будет зависеть от предыдущего ответа. Поэтому провести устный опрос или рассылку анкет по почте стоит, только если нет возможности использовать анкетирование в электронной форме или вам важно, кроме формальных ответов, смочь наблюдать за реакцией респондентов.