Специалист маркетинга с любым опытом знает про важный инструмент конкурентный анализ.
Специалист маркетинга с любым опытом знает про важный инструмент конкурентный анализ. Это
маркетинговое исследование является самым точным источником информации при планировании выхода на рынок новой услуги или товара, для оценки перспектив бизнеса или развития компании. Универсальность конкурентного анализа и возможность его применить к большинству целей являются важным достоинством этого метода получения данных.
В зависимости от ситуации используется два основных вида
анализа конкурентов. Для кратковременных прогнозов и оценки ближнего бизнес-окружения используется изучение ситуации. Для учета макро-факторов и развития долгосрочной стратегии развития применяется отраслевое аналитическое исследование.
Конкурентный анализ: разновидности методов
С цель оценки конкретного продукта или позиций предприятия используются четыре основных аналитических метода:
1- SWOT-анализ;
2- SPACE-анализ;
3- PEST-анализ;
4- Конкурентная модель по М. Портеру.
Применение SWOT-анализа
Эта техника сравнительного анализа конкуренции наиболее известна и заключается в учете угроз и возможностей, а также сервисных недостатков и преимуществ компании. С помощью этого метода легко найти решения появляющихся проблем после того, как выявлены сильные и слабы стороны компании. Прямая и косвенная оценка представителей бизнес-среды, позволяет провести оперативный анализ и подготовить свою реакцию на происходящие изменения.
Применяя SWOT-анализ, руководство фирмы может разработать собственную поведенческую стратегию, которая обычно принадлежит к одной из четырех разновидностей. Упор на использовании сильных сторон предприятия называется CD-стратегией. СлВ-стратегия подразумевает устранение слабых сторон компании. Стратегия СУ, это защита компании от угроз с использованием сильных сторон. А стратегия быстрого устранения слабых сторон предприятия с целью противодействия угрозам фирме, это СлУ. Данный вид анализа используется для получения максимально полного описания конкурентной среды, обычно в сочетании с другими методами.
Методика SPACE-анализа
Этот метод оценки конкуренции основывается на мнении, что такие факторы как стабильность рынка и отраслевые особенности имеют значение при анализе крупного масштаба, например отрасли. А на уровне предприятий ключевые прааметры: финансовые ресурсы, структура затрат и конкурентный уровень продукции компании. В ходе SPACE-анализа составляется перечень наиболее соответствующих компании признаков. На основании их формируются позиции: конкурентная, оборонительная, консервативная и агрессивная.
Смысл этих позиций:
1- Оборонительная формируется в случае работы фирмы в экономически невыгодных условий, это значит, что нужно искать выход из неблагоприятной ситуации;
2- На консервативной позиции находится активная компания, стабильно работающая, но своих конкурентов ничем не превосходящая;
3- Агрессивную позицию можно занять при активной деятельности на стабильно развивающемся рынке, быстро меняющиеся процессы которого можно использовать для продвижения фирмы;
4- На нестабильном рынке компания с высокой конкурентоспособностью продукции занимает конкурентную позицию.
При использовании PEST-анализа, все факторы, влияющие на работу предприятия, собираются в четыре группы:
1- Политические — «P»;
2- Экономические — «Е»;
3- Социальные —«S»;
4- Технологические — «Т».
Анализируется влияние каждого из факторов на предприятие и результаты заносятся в общую матрицу, позволяющую оценить важность и степень влияния каждого фактора.
Конкурентный анализ по модели М. Портера
Эта методика подробного анализа конкурентов подразумевает масштабную работу с большим объемом данных по каждому из конкурентов компании. Обычно такое исследование выполняют с интервалом в три-пять лет.
Знать характеристики конкурентов необходимо
Изучая ассортимент и поведение конкурентов необходимо дать ответы на несколько важных вопросов:
1- Какое положение конкуренты занимают на рынке в данный момент, какая им принадлежит доля рынка;
2- У вас один значительный соперник или несколько с равными бюджетами;
3- Конкурентный потенциал ваших соперников, система торговых связей, каналы сбыта;
4- Цели и стратегия ваших конкурентов;
5- Определение возможных стратегических изменений.
Сбор и обработка информации о конкурентах необходим для того чтобы определить, насколько они удовлетворены своей позицией и спрогнозировать их усилия в сфере рекламы, ценообразования, работы с поставщиками и посредниками. Зная преимущества и слабости конкурентов, их методы конкурентной борьбы, вы сможете разработать собственные эффективные меры по удержанию компанией своих позиций на рынке и будущему росту прибыльности.
Для компании, работающей успешно или испытывающей проблемы, конкурентный анализ постоянно необходим как источник важной информации. На основании этих данных о текущем положении на рынке и в сравнении с конкурентами, менеджеры и директор фирмы могут принимать взвешенные решения. Отслеживание конкурирующих предприятий и динамики рыночной ситуации дает информацию для планирования или корректировки собственной стратегии работы и анализе рынка.