Среди маркетинговых исследований в забайкальском крае, опрос респондентов по месту жительства относится к числу самых распространенных.
Квартирный опрос дает возможность получить наиболее полную информацию, точный результат, кроме этого, личный контакт можно использовать для демонстрации товара. В отличие от уличного, такое интервью может длиться 45-60 минут и обеспечить исследователя гораздо большим количеством данных.
Преимущества квартирного опроса:
1- Респондент находится в комфортных условиях, не спешит и отвечает искренне, полно и охотнее общается с интервьюером, не пытаясь обмануть, чтобы от него отстали;
2- В ходе опроса можно продемонстрировать рекламные материалы или продукцию;
3- Исследователь может дольше общаться с респондентом;
4- Легче контролировать работу интервьюеров, так как реестр квартир для посещения известен.
Недостатками этого вид исследования являются только более высокие требования к квалификации специалистов, длительность и стоимость опроса. А также в некоторых случаях респонденты могут отказаться от интервью из-за недоверия к сотрудникам, проводящим опрос.
Методика квартирного опроса
После разработки анкеты, определяется график работы интервьюера и маршрут его движения, который зависит от способа выборки респондентов. Существует три метода отбора лиц, у которых будет браться интервью:
1- Маршрутный способ: с учетом характера зданий и плотности застройки опрос начинается из нескольких начальных точек в городе и далее с заданным шагом обходятся домохозяйства. Шаг рассчитывают исходя из этажности домов и количества квартир в каждом;
2- Точечный — из общего списка квартир равномерно выбираются респонденты;
3- Снежный ком. При этом методе, первого респондента, входящего в целевую выборку, просят назвать еще несколько человек, подходящих под условия выборки (пользующихся таким же товаром или услугой). Они в свою очередь в ходе интервью могут порекомендовать еще нескольких. Так количество респондентов растет как снежный ком, пока не будет достигнут нужный размер выборки.
Последний метод хорош в тех случаях, когда целевая группа не может быть определена заранее или выбрана случайным образом. Например, при исследованиях на узкоспециализированных рынках.
Маршрутная карта может разрабатываться с посещением выбранной квартиры один раз или с трехкратным посещением для тех случаев, если в момент первого визита никого не будет дома или будет отсутствовать конкретный респондент, отобранный для опроса.
Сам опрос может осуществляться двумя способами:
1- Анкетирование — дать опрашиваемому самостоятельно заполнить анкету;
2- Интервью — личная беседа с респондентом, без присутствия посторонних (вариант, телефонный опрос).
Квартирный опрос должны проводить опытные специалисты
К
проведению опроса на дому можно привлекать только квалифицированных сотрудников и перед началом обхода респондентов необходимо обязательно проводить инструктаж. Это важно, так как главная проблема при таком методе сбора информации, это недоверие респондентов. Необходим опытный интервьюер, готовый к общению в любых ситуациях, способный успокоить собеседника и объяснить цель своего визита для проведения опроса.
С точки зрения маркетинга, квартирный опрос наиболее оптимальный способ получения информации в тех случаях, когда требуется провести сложное интервью, требующее большого времени. А также когда предмет вопросов для респондента таков, что ему комфортнее говорить об этом в домашней обстановке, где он не испытывает давления от нахождения в группе и чувствует себя увереннее. Например, госстройнадзор хочет узнать у соинвесторов их оценку качества сданного жилого объекта.