Среди всех разновидностей социологических исследований самым распространенным является социологический опрос, заказать который стремятся даже чаще, чем это оправдано методологией и научным подходом.
Этот метод выборочного исследования подразумевает получение данных об общественной позиции и мнении людей с помощью опроса группы лиц. Источником информации служат ответы респондентов в ходе опроса.
Если соц опрос заказать, то структура исследования будет содержать несколько этапов. В первую очередь социолог должен определить признаки, по которым будет выделена генеральная совокупность — группа людей с общими социальными признаками, требующая изучения для решения поставленной задачи. Так эта группа может состоять из большого количества людей, для исследования делают выборку, на которой будет проведен опрос.
Для проведения качественного социологического исследования необходима репрезентативность выборки кандидатов для изучения. Это означает, что информация, которую принесет опрос лиц, входящих в выборку, будет справедлива и для всей генеральной совокупности, к которой выборка относится. Благодаря этому, выполнив опрос сравнительно небольшого количества респондентов, можно получить данные о процессах и тенденциях в больших массах людей этой же социальной группы.
Если заказать социальный опрос, то информация собирается одним из двух способов:
1- Интервью — личная беседа интервьюера с респондентом согласно разработанному сценарию с записью ответов на диктофон или фиксацией их сотрудником, проводящим опрос. Также возможен социологический опрос по телефону.
2- Анкетирование, в этом случае респондент сам выполняет запись своих ответов в специально подготовленной форме. Анкеты могут выдаваться лично, или размещаться на страницах интернет-сайтов (электронный опрос), возможно применение почтового опроса.
В обоих случаях вопросы должны соответствовать ряду критериев:
1- Быть простыми, легкими в понимании смысла;
2- Должна использоваться формулировка без многозначных слов;
3- Нейтральность формулировок, не задевающих достоинство респондента;
4- Один вопрос должен быть посвящен только одному обстоятельству или проблеме.
У каждого метода социологического опроса есть свои нюансы:
Например, при заполнении анкеты, на респондента не оказывает субъективного влияния интервьюер, однако последний и не сможет помочь опрашиваемому в заполнении анкеты, либо дать ему пояснения. Кроме этого, исследователи лишены возможности проконтролировать влияние на респондента опроса другими людьми из его окружения или членами семьи.
Важным предварительным условием успешного опроса является точная постановка целей исследования. К этой теме следует отнестись наиболее серьезно. Нужно определиться с критериями выборки для опроса, задачами, которые преследуются, разработать программу, поставить вопросы или сформулировать различные гипотезы.
Исходя из характера поставленных задач, готовится опросный лист. Каждый вопрос должен тщательно прорабатываться, кроме выяснения фактической информации, важно зафиксировать демографические и социальные характеристики респондентов. Иначе социологический опрос будет мало эффективен.
Существуют следующие основные разновидности вопросов:
1- Вопросы о знании служат оценке информированности опрашиваемого на основе его высказываний, что позволяет определить квалификацию и интересы респондента;
2- Вопросы о фактах предназначены получить высказывания респондента о признаках и явлениях, поддающихся точному определению;
3- Вопросы о мнении дают возможность получить оценочные суждения опрашиваемых. Учитывайте, что эти ответы зависят от эмоционального состояния респондента и ситуации в момент
проведения опроса;
4- Вопросы о мотивах поступков, деятельности и социального поведения требуют профессионализма интервьюера. Как правило, респондент предпочитает обсуждать ситуации, события, факты, но не высказывать суждения о мотивах. В этом случае потребуется несколько вопросов для выяснения мотивации человека.
В анкете применяются три вида вопросов:
1- Открытые, ответы на которые респондент формулирует сам в произвольной форме;
2- Закрытые, при которых опрашиваемому предлагаются варианты ответов. У закрытых вопросов есть две разновидности: вариант «да»-«нет», выбор одного из альтернативных ответов и вопрос, где респондент можно указать сразу несколько вариантов ответа;
3- Полузакрытые вопросы дают возможность опрашиваемому сформулировать иной, собственный ответ, если его не устроят предложенные варианты.
Для успеха социологического опроса важно соблюдать следующие правила:
1- Нейтральное поведение интервьюера, не показывающего свое отношение к предмету опроса;
2- Вопросы сформулированы грамматически и лексически правильно;
3- Опрашиваемое лицо понимает, кто и зачем задает ему вопросы и заинтересовано в искренних ответах;
4- Респондент четко понимает содержание каждого из вопросов;
5- Респонденту предлагаются одинаково приемлемые варианты ответа;
6- Количество вопросов не приводит к переутомлению и раздражению респондента.
Особое место занимает социальное тестирование, направленное на количественно и качественное измерение межличностных отношений в небольших группах людей. Например, опрос в рабочих или учебных коллективах.
Среди социометрических инструментов, которыми располагают исследовательские институты, социологический опрос имеет особенно большую стоимость в тех случаях, когда это единственный метод сбора информации о взаимоотношениях между людьми. Так бывает в случае отсутствия документальных данных, невозможности поставить общественный эксперимент или осуществлять наблюдение.